В Ораниенбауме воссоздали дворцовый храм

https://vecherka-spb.ru

После завершения реставрационных работ ГМЗ «Петергоф» открыл Церковный павильон Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме.

Придворная церковь во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона, считавшегося покровителем славных викторий русского оружия на море при Гангуте и Гренгаме, занимает башенный павильон дворца. Его купол, являясь архитектурной доминантой, возвышается над всей округой. Церковь была построена по приказу первого владельца Ораниенбаума светлейшего князя Меншикова, герцога Ижорского, и освящена впервые 291 год назад – 3 сентября 1727 года.

Новая музейная экспозиция Церковного павильона, представляющая образ придворной церкви великокняжеского двора, по словам ее создателей, посвящена трагическому разрыву связи поколений и возрождаемому нынче их единению. Размещена она в пространстве зимней, или «теплой», церкви. Идеологи и создатели образа – научные сотрудники ГМЗ «Петергоф» Мария Платонова, архитекторы Иван Лебедев и Сергей Павлов постарались выразить эти идеи в архитектурных формах интерьера. Разорванная арка – символ пропасти, разверзшейся между поколениями россиян, разделенными советской эпохой, гражданской войной и эмиграцией, между верующими и неверующими.

А купол – наоборот – символ единения человеческих душ в религии и в культуре, символ мощного духовного сосредоточения. Здесь размещены музейные предметы: три подлинные иконы Ораниенбаумской церкви, части лампад, металлические складни и кресты.

Дворцовая церковь святого великомученика Пантелеимона, воссозданная стараниями сотрудников петергофского музея-заповедника Марины Павловой, Ирины Федотовой, архитектора Виктора Голуба и специалистов мастерской академика РАХ известного художника-реставратора древнерусской живописи Юрия Боброва, – летняя, или «холодная». В ней не предусмотрено зимнего отопления, поэтому она будет доступна с мая по 14 октября, когда закрывается летний сезон в Петродворце. Службы в церкви проходить будут, но, по договоренности Санкт-Петербургской епархии и ГМЗ «Петергоф», только раз в году – 9 августа, в День поминовения святого великомученика Пантелеимона. В историческое время на протяжении двух веков церковь была и дворцовой, и приходской, служила средоточием религиозной жизни Ораниенбаума.

Центральный образ иконостаса – Пятидесятница – напоминает нам об основании Санкт-Петербурга в Троицын день (27 мая) 1703 года. Не забыта и святая Екатерина, в честь которой была крещена в православие супруга первого российского императора: ее образ соседствует с образом св. Пантелеимона.

В советскую эпоху дворец был отдан под нужды гидрографического отдела Балтийского флота, великолепные интерьеры были утрачены. Золоченый иконостас, созданный в начале XVIII века, как и иконостас Петропавловского собора, знаменитым архитектором Иваном Зарудным, в 1939 году был демонтирован и отвезен в подвал Монплезира, где и погиб во время немецкой оккупации. На протяжении десяти лет он был полностью воссоздан художниками-реставраторами по нескольким сохранившимся черно-белым фотографиям, сделанным столетие назад.

Изначально предлагалось построить символический иконостас в виде преграды из стекла, как это принято сейчас в тех случаях, когда реставрация представляется слишком сложной и дорогой. Но резчикам и иконописцам удалось совершить настоящее чудо, которое теперь может увидеть каждый посетитель дворца. Во время реставрации под слоем штукатурки обнаружили лепнину самого Ринальди. Сохранившиеся участки реставраторы трогать не стали, а просто их законсервировали – их хорошо видно посетителям.

Директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая рассказала о том, что недавно была еще завершена реставрация дворца Петра Третьего, а вскоре планируется приступить к восстановлению аттракциона «Катальная горка»:

– Кататься на ней, к сожалению, будет нельзя, так как это слишком опасно. Екатерина Вторая, катаясь как-то с одним из своих фаворитов, опрокинулась так, что они едва живы остались. Но во всяком случае мы планируем полное воссоздание ринальдиевской «Катальной горки» с учетом того факта, что Ораниенбаум – это подлинное, аутентичное пространство.

Предыдущая запись
В Петербурге состоится премьера проекта, посвященного 100-летию создания музеев в царских резиденциях
Следующая запись
Комитет Государственной Думы по культуре обсудил проблемы подводной археологии в Севастополе

Похожие записи

Результатов не найдено.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.