«Свет фресок Дионисия» – с Божьей помощью

http://tsargrad.tv/

В доме Нащокина в Москве продолжается экспозиция фотопроекта «Свет фресок Дионисия — миру». В эфире программы «Образ» на Царьграде руководитель фонда «Фрески Руси», соавтор проекта Екатерина Данилова.

Небрежные фотографии фресок

Вероника Иващенко: Екатерина Владимировна, прошу Вас рассказать с самого начала, как образовался проект, как он был задуман? Как вышло так, что Вы сейчас одна им занимаетесь, и как Вы вообще справляетесь?

Екатерина Данилова: Уже более 20 лет идет история этого проекта. В 1995 году Юрий Иванович Холдин приехал в Ферапонтово, и когда там закончилась реставрация — еще там стояли строительные леса — он поднялся, стал рассматривать вживую фрески. И они его потрясли настолько, что он, конечно, понял: надо что-то предпринять, чтобы то, что ему там открылось, стало доступно людям.

Проблема, с которой он столкнулся: он стал изучать, каким образом эти фрески показывали в полиграфии, то есть как их пытались в выставочном формате демонстрировать. Потому что памятник малодоступный, это Вологодская область, село Ферапонтово, от Вологды еще полтора часа ехать. И их пытались как-то демонстрировать. Но XX веке (когда он начал анализировать всю полиграфическую продукцию) сложилась такая стандартная ситуация съемки, то есть снимали их ночью, освещая искусственным светом. И искажение колористики было чудовищное, практически Дионисий, которого современники ценили как великого колориста, уже наши современники понятие утратили. Затиражировали его в совершенно непрофессиональном качестве.

Сложилась такая ситуация, что музеи, которые занимаются подобными памятниками древнерусского искусства, очень небрежно относились именно к искусству фотографии, как к чему-то вторичному. Это, как правило, была такая фотография, которая просто утилитарно обслуживает диссертацию искусствоведа. И он попытался с музеем поговорить: давайте сделаем вместе материал, чтобы достойно представлять фрески, потому что это памятник, включенный в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, он имеет ценность художественную невероятную. Они сопоставимы с трудами современников Дионисия — такими, как Леонардо да Винчи, Микеланджело — по художественной ценности.

«Живя в России, гораздо больше знаем об эпохе Возрождения, чем о таком явлении, как Золотой век иконописи на Руси»

Но вот мы, живя в России, гораздо больше знаем об эпохе Возрождения, чем о таком явлении, как Золотой век иконописи на Руси. И ничего не получилось — не сложились отношения с музеем, и он взял на себя ту задачу, по сути дела государственного значения, сделать достойный материал для представления такого памятника.

И летом он подвижнически ездил в Ферапонтово за свои деньги, разрабатывал совершенно уникальную съемку, и в результате получился материал, впервые в мировой практике — он разработал подход, как при дневном освещении правильно передать цвет, колористику. Он достаточно долго исследовал при какой температуре дневного света возникает эта колористическая гармония, и остановился на очень узком диапазоне полуденного освещения.

Фрески писались не для музея, а для храма, и как раз полуденное время — это такой кульминационный момент, литургия Божественная завершается, в это время раскрывается полнота замысла фресок Дионисия во всей свой красе.

Новый подход

И Юрий Иванович долго ездил, снимал, он, конечно, не мог в одно и то же время снимать в полдень. Он создавал условия для пленки, чтобы она видела цветовую температуру полудня солнечного дня. И вот человек, который приходит на выставку, листает его издание, потому что проект еще и полиграфический, создает эффект одномоментного погружения человека в единое цветоколористическое пространство.

Подход совершенно новый. Даже когда в Италии снимали такие памятники ночью — не хотели возиться с переменчивым дневным светом, ну и просто по законам физики невозможно правильно снимать, по цвету днем. Он нашел свои какие-то приемы, разработал совершенно эксклюзивную допечатную подготовку. И проблема в том, что когда человек впервые приезжает в Ферапонтово (памятник очень древний, то есть фрескам более 500 лет, окончание работ Дионисия датируется 1500 — 1502 годы), естественно, доступ ограничен из-за проблемы сохранности.

Стандартная музейная экскурсия — это 15 минут, полчаса, а там 300 композиций. Так же, как мы приезжаем, например, в Милан, и Тайную Вечерю тоже пускают посмотреть на 15 минут. Там она одна композиция, а здесь такой невероятный объем, и с пола, даже если там все идеально осветить, мы громадное количество композиций просто никогда не можем рассматривать глаза в глаза, без перспективных искажений. И, соответственно, мы не можем этот памятник изучать.

И то, что предпринял Юрий Иванович, он буквально развернул это пространство в целом, в нюансах, такой кинематографический образ, разворачивание пространства, чтобы погрузить нас в глубину пространства. Чтобы мы могли воспринимать композиции в пространстве двухмерном, и мы могли воспринимать какие-то детали, это эффект созерцательный, который присутствует в иконописной культуре, он передаваем наиболее аутентично искусством фотографии. Сейчас в последнее время развиваются технологии, и снимал он это десять лет назад, это все происходило …

История этого проекта продолжает двигаться только с Божьей помощью

В.И.: Скажите, десять лет назад, к сожалению, погиб Ваш супруг. Трудно ли Вам продолжать это все, справляетесь ли Вы?

Е.Д.: Знаете, это какой-то Божий промысел был. Он сразу после реставрации попадает в Ферапонтово, и после первой деликатной реставрации не вторгались в оригинал. Это такой оригинал, которого никогда не касалась кисть другого художника. Был Божий промысел — он отснял вот этот материал.

И сейчас история этого проекта продолжает двигаться только с Божьей помощью. Потому что, конечно, это очень сложно, сподвижников в этом деле не так много, периодически возникают люди, которые помогают продвигать это.

Вопрос, который как раз Юрий Иванович обозначил этой работой, он очень важный: как раз заканчивалась эпоха пленочной фотографии, и сейчас уже цифровая внедряется. И он остановился на съемке на слайд. Потому что слайд той же водоэмульсионной природы, как и фреска — он дает мягкость, пластичность, объемность, воздушность — он все эти эффекты позволяет передать очень качественно, потому что ты можешь взять оригинал слайда и сканировать его под тот нужный размер изображения так, чтобы это изображение не пострадало так, как оно может пострадать при цифровом.

В.И.: Скажите, какой-то важный нерешенный вопрос касательно выставки остается у Вас?

Е.Д.: Знаете, такой важный вопрос, который поднимают наши зрители постоянно, о том, что проекта такого серьезного, культурного значения, и такого масштабного материала по древнерусскому искусству нет даже в музеях, в которых древнерусским искусством занимаются. С точки зрения цельности, представления об эпохе XV века. Потому что у Дионисия там 300 композиций, это целая энциклопедия православная. Безусловно, этот материал должен находиться в каком-то культурном центре, он должен быть доступен. Для изучения.

В.И.: А сейчас у него нет постоянного места хранения.

Е.Д.: Как визитная карточка России на мировом уровне, потому что впервые сделан такой художественный перевод этого пространства на язык искусства фотографии. Проблема затягивается, потому что он очень объемный, но я, например, считаю, что можно экспонировать и небольшими циклами, посменно делать экспозицию, и тогда достаточно 250 метров, чтобы это стало доступным.

Предыдущая запись
Видеосюжет: В Абакан после реставрации вернулась редкая старинная книга
Следующая запись
Остекление превратит ГЭС в центр современного искусства

Похожие записи

Результатов не найдено.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.