Реликвия из Русского музея вновь засияла серебром и золотом

http://www.theartnewspaper.ru/

После реставрации епитрахиль сможет принимать участие в выставках. Первой может стать большой юбилейный проект, посвященный 100-летию отдела реставрации Русского музея

Орнаментальная епитрахиль, шитая по зеленому атласу, украшенная ликами святых и сложным узором, отреставрирована впервые за время своего бытования в Русском музее. Более 80 лет она хранилась в фондах ГРМ, переданная сюда вместе с другими древностями в 1938 году из Эрмитажа, куда попадали предметы старины из разных источников.

Название «епитрахиль» происходит от греческого слова, означающего всякий аксессуар, расположенный на шее. Эта богослужебная принадлежность представляет собой длинное узкое полотно, состоящее из двух фрагментов, соединенных на спине. Она надевалась на шею и спускалась спереди двумя концами, объединенными швом. Епитрахиль считалась обязательным предметом облачения — без нее нельзя было совершать службу.

По традиции на лицевых сторонах епитрахили изображали кресты, реже лики святых или ангелов. Всего в собрании древнерусского искусства ГРМ сегодня хранится восемь орнаментальных епитрахилей, украшенных жемчугом, серебряными плашками, камнями, и пять с лицевыми изображениями. Экспонат, отреставрированный в мастерских музея, интересен тем, что на нем вышиты фигуры в рост: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Богослова и святого Николы, а также лики серафимов и сцена Благовещения. Все полотно украшено растительным орнаментом, шитье выполнено золотом и серебром.

Как сообщила нашему изданию заведующая отделом реставрации тканей ГРМ Зинаида Сильнова, художник-реставратор высшей категории, епитрахиль была сильно изношена и находилась в сложном состоянии: шелковый фон сильно потерт, имелись многочисленные сквозные утраты ткани, края полотнища местами расползались. Грязь глубоко въелась в нити, что потребовало кропотливой чистки.

«Любая ткань боится грязи и света, она от них разрушается, но в то же время грязь иногда играет и роль естественного консерватора, — рассказала Зинаида Сильнова. — На участке ткани вокруг шеи лежал буквально валиком слой черной грязи, которую необходимо было очень скрупулезно счищать пинцетом, используя органические растворители. Но в какой-то момент пришлось остановиться, иначе получились бы дыры».

В ходе реставрации были максимально удалены или ослаблены места загрязнений. Сечения нитей укрепили шелковыми швами, имитирующими атласное переплетение. Кромку законсервировали прозрачным шелковым газом и укрепили по всему периметру епитрахили, устранили заломы ткани в верхней части облачения. Утраты шелкового фона по возможности восполнили. «Сейчас реставрация не приветствует восполнение утрат, наша главная задача — консервация, — объяснила Зинаида Сильнова, — но в некоторых местах ткань пришлось дополнить. Эти дополнения видны, их можно в любой момент удалить, то есть они соответствуют главному принципу современной реставрации — обратимости».

Теперь епитрахиль сможет принимать участие в выставках. В частности, в большой юбилейной выставке, посвященной 100-летию отдела реставрации, которое Русский музей будет отмечать в следующем году.