Начинается первая за всю историю комплексная реставрация памятника императору Николаю I

https://kgiop.gov.spb.ru?

О предстоящих работах сегодня рассказали председатель КГИОП Сергей Макаров, генеральный директор ООО «Реставрационная Мастерская «Наследие» Юрий Щедров, заведующая Службой по текущему уходу и содержанию памятников Государственного музея городской скульптуры Екатерина Макеева.

«Памятник находится в очень плохом состоянии. Его никогда полноценно не реставрировали, в 80-е годы были выполнены, скорее, косметические работы. По личному распоряжению Губернатора Санкт-Петербурга Георгия Сергеевича Полтавченко из городского бюджета были выделены средства для начала работ. Сложно загадывать, сколько времени может уйти на реставрацию, но точно не меньше двух лет, — отметил Сергей Макаров.

В ближайшее время, как только позволит погода, мы начнем выставлять силовые леса, которые нужны для того, чтобы провести полноценное обследование. Только после этого можно будет сделать вывод о методике реставрации. Пока мы не до конца понимаем, в каком состоянии находятся внутренние конструкции. К сожалению, практически не сохранилось исторических чертежей, показывающих техническое решение, которое было принято».

Председатель КГИОП рассказал, что на время проведения работ строительные леса будут укрыты баннером. «У нас есть несколько креативных идей, как оформить баннер на время проведения работ. Это место останется привлекательным для туристов».

Проводившиеся на протяжении ХХ века реставрационные мероприятия носили, в основном, характер восполнения небольших утрат, реставрации дефектов бронзовых элементов. Не были выявлены причины расширения швов между блоками, не проведена реставрация бронзы, покрытой двухслойной патиной. Однозначно не было установлено, каким точно образом памятник закреплен, а это очень важный вопрос в части понимания его устойчивости.

По заказу Государственного музея городской скульптуры ООО «АСМ Групп» разработана проектная документация, в соответствии с которой предполагалась реставрация памятника в условиях мастерской. Для объективного и всестороннего рассмотрения предложенных проектных решений был проведен реставрационный совет с привлечением квалифицированных специалистов из различных организаций. С учетом специфики памятника и на основании обследований принято решение провести дополнительные научно-исследовательские работы. Только после этого можно будет сделать вывод, возможно ли памятник демонтировать или целесообразнее будет производить реставрацию на месте, и доработать проект реставрации.

«КГИОП всегда ставит перед реставраторами задачу сохранения максимальной подлинности. Всё, что может быть сохранено, должно быть сохранено. То, что невозможно сохранить, должно быть воссоздано из аутентичного материала», — подчеркнул глава КГИОП.

В результате комплексных научных исследований установлено, что конная статуя является единым целым с плинтом. Железный каркас, усиливающий соединение задних ног коня с плинтом, заложен П. Клодтом при отливке. Устойчивость статуи обеспечивает распределение массы на весь плинт. Металлические анкеры («железные снаряды»), к которым крепится плинт, заложены в тело пьедестала при его сооружении. Плинт имеет сквозные трещины. Требуется оценить состояние внутренних металлических анкеров и крепежных элементов под плинтом.

Конная скульптура находится в аварийном состоянии: сквозная трещина на основании у подножия фигуры, утраты бронзы по месту трещин, заплаты. Бронза, особенно на левой ноге коня, отжата от каркаса продуктами коррозии черного металла. На поверхности конной скульптуры и четырех аллегорических скульптур содержится «дикая» патина, которая опасна для состояния всего металла.

Поверхности барельефов имеют отдельные утраты деталей.

Состояние мраморной облицовки верхнего яруса памятника недопустимое. Белый каррарский мрамор, взятый из оставшегося после постройки Исаакиевского собора, претерпел значительные изменения: полностью утрачена полировка, наблюдается как эрозионный, так и корковый вид разрушения камня.

Блоки облицовки из мрамора и шокшинского кварцита имеют отклонение от исходного положения.

Наблюдаются трещины в местах расхождения блоков, из-за этого происходит постоянное увлажнение внутренней кирпичной кладки. При условии зимнего цикла «замораживания и оттаивания» происходит постепенный разрыв и увеличение трещин в местах расхождений блоков, старых трещин и разрывов.

Значительные повреждения получили два передних фонаря, расположенные у памятника со стороны Исаакиевского собора: в 2015 году спецтехникой было снесено навершие одного фонаря, другой пострадал при ДТП в 2014 году.

В итоге было решено разделить работы на два этапа:

1 этап: Выполнение дополнительных обследований; реставрация и ремонт фонарей, ограды; возведение силовых лесов, исключающих дальнейшее разрушение памятника и обеспечивающих поддержание благоприятного температурно-влажностного режима;

2 этап: Разработка исчерпывающих проектных решений и выполнение полного комплекса работ по реставрации.

21 сентября по результатам проведения конкурсных процедур заключены два контракта с ООО «Реставрационная Мастерская «Наследие»: на выполнение первого этапа работ на сумму 26,9 млн. руб. и на выполнение работ по реставрации фонарей на сумму 23,9 млн. руб.

25 сентября КГИОП выданы разрешения на проведение 1 этапа работ.

В первом полугодии 2019 года на основании выводов и рекомендаций по результатам дополнительных обследований планируется выполнение проекта, предусматривающего максимальное сохранение аутентичных материалов, во втором полугодии – начало реализации проектных решений. Реставрацию предполагается продолжить в 2020 году.

***

Историческая справка

Памятник императору Николаю I является доминантой Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге. Монумент создан по заказу Александра II в память об отце. В качестве образца Огюст Монферран выбрал конный монумент Фридриха Великого работы немецкого скульптора Х-Д. Рауха. Памятник императору был торжественно открыт 25 июня (7 июля) 1859 года.

Памятник возведен архитектором Огюстом Монферраном при участии скульпторов Петра Клодта, Роберта Залемана, Николая Рамазанова.

Конная статуя представляет собой шестиметровую бронзовую скульптуру императора Николая I в кирасе и парадном мундире Кавалергардского полка, верхом на вздыбленном коне. Конной натурой послужил любимый жеребец государя Амалатбек.

На отливку статуи ушло около 1300 пудов (21,3 тонны) металла. Для своего времени памятник считался техническим чудом: это была первая в Европе конная статуя, поставленная на две точки опоры (задние ноги коня). Впервые этот приём был использован при создании памятника президенту Эндрю Джексону перед Белым домом в столице США (1852 год).

После Октябрьской революции неоднократно поднимался вопрос о сносе памятника, но благодаря своей уникальной особенности —  установке статуи на две опоры — он был признан шедевром инженерной мысли и не был уничтожен. В 1930-е годы была демонтирована лишь окружающая памятник ограда, которая  воссоздана в начале 1990-х годов на заводе «Монументскульптура».

Во время блокады памятник был закамуфлирован и простоял всю Великую Отечественную войну.

Пьедестал облицован шокшинским порфиром и итальянским мрамором, по четырем его сторонам помещены четыре эмблематические фигуры, бронзовые барельефы, трофеи и украшения.

В верхней части постамента расположены четыре аллегорические скульптуры (бронза, литьё, ск. Р.К. Залеман) в виде женских фигур в античных одеждах:

«Вера» — правой рукой держит крест, левой поддерживает лежащую на колене книгу;

«Правосудие» — правой рукой опирается на меч, в левой держит весы;

«Сила» – в правой руке копье, в левой – щит;

«Мудрость» – в левой руке держит зеркало.

Головы фигур являются портретными изображениями императрицы Александры Фёдоровны и дочерей Николая I — Марии, Александры и Ольги. Между двумя первыми статуями находится бронзовый позолоченный государственный герб, под которым распложена надпись: «НИКОЛАЮ I ИМПЕРАТОРУ ВСЕРОССIЙСКОМУ 1859».

В нишах между скульптурами верхнего яруса помещены горельефы с изображением арматур из вооружения разных времен и народов (бронза, литье): русское вооружение времен Николая I, древнерусское вооружение, кавказское вооружение.

В среднем ярусе постамента расположены четыре барельефа (три из них работы Н.А. Рамазанова, один – Р.К. Залемана), повествующие о знаковых событиях правления Николая I:

«Николай I передает Государя Наследника лейб-гвардии Саперному батальону во дворе Зимнего дворца 14 декабря 1825 года»;

«Николай I на Сенной площади в Санкт-Петербурге во время холеры 1831 года»;

«Поднесение графом М.М. Сперанским в Государственном Совете Свода Законов Николаю I в 1832 году»;

«Осмотр Николаем I Веребьинского моста на Николаевской железной дороге в 1851 году».

Создание конной скульптуры велось параллельно с сооружением пьедестала. Вопрос о составе металла скульптуры после долгих обсуждений был решен в пользу сплава, предложенного О. Монферраном (88% меди. 4% олова, 8% цинка).

Первая отливка П. Клодтом основной части коня и всадника оказалась неудачной: разорвало форму, и значительная часть меди вытекла. Вследствие этого некоторые части фигуры не отлились (верхняя часть туловища Николая I, хвост и передняя нога лошади).

Повторная отливка также была поручена П. Клодту. Она состояла из нескольких частей: нижней части коня с плинтом; передней части туловища коня; фигуры и рук императора; головы, передней правой ноги и хвоста коня. Нижняя часть фигуры всадника отливалась вместе с «главной частью лошади». Также отдельно отливалась сбруя лошади, оружие и детали костюма. Отдельно отлитые части соединялись посредством особого внутреннего прилива одной части, плотно входившего в другую и скреплялись бронзовыми гвоздями или винтами, тщательно расклепанными и расчеканенными на поверхности. Устойчивость скульптуре обеспечили железные подпоры. Это упоминается  в документе, подписанном П. Клодтом. Железные подпоры скульптор заказал на Уланском заводе «Г. Москвина» в Олонецкой губернии, близ г. Лодейное Поле.

Фундамент памятника – плитный на сваях. Верхняя его площадь состоит из сплошной гранитной садки овальной конфигурации в плане.

Предыдущая запись
Деревянная дача в Парголово признана региональным памятником
Следующая запись
Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации в 2018 году завершила работы на 20 объектах и вернула в федеральный бюджет более 126 млн рублей

Похожие записи

Результатов не найдено.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.