Михаил Пиотровский. Культурное наследие в осаде

https://spbvedomosti.ru/

О спасении и защите памятников культуры сегодня говорят много. Все чаще по всему миру в военных, национальных, религиозных конфликтах они оказываются под угрозой.

Уже несколько лет благотворительный Фонд Гетти проводит серию конференций под названием «Культурное наследие в осаде». Это попытка придумать юридически обоснованные и точные характеристики для культурного наследия в конфликтных ситуациях. Как соотносить его важность с важностью человеческих жизней? Каковы пределы вмешательства культурного наследия в политику, когда ее проводят государственные или негосударственные образования? Во всем мире в конфликтах такое наследие становится оружием. Об этом размышляет музейное и культурное сообщество.

Недавно в дагестанском городе Дербенте по инициативе Российского комитета ЮНЕСКО прошла международная научная конференция, посвященная археологическому памятнику в древней крепости Нарын-Кала. Речь шла об интерпретации одного из ее сооружений. Много лет оно считалось водным резервуаром. Исследования показали, что, впрочем, и раньше предполагалось, – это не резервуар, а фундамент христианской церкви или погребение.

Обсуждение проходило в мусульманской республике, в городе, где много религий. Там стоят церкви, мечети, синагога и крепость, построенная персидскими правителями Сасанидами. На конференции с гордостью говорилось, что это одна из самых старых церквей Кавказа – IV – V век. Спор шел не о том, христианское сооружение на ее территории или нет, обсуждалось, каким было его предназначение. Участие в конференции принимали руководители города и республики. Пример не просто заботы о памятнике. В дискуссии обыгрывались политические аспекты. Сооружение христианское, но это радует мусульман, потому что они могут показать: на этой земле было несколько древних цивилизаций, они переплетались. Прекрасная иллюстрация того, что собой представляет Кавказ.

Поэтому я счел возможным на конференции представить «Дербентский призыв» – попытку предложить некую программу культурной работы, связанной с заботой о памятниках вообще и на Кавказе в частности. Я говорю обо всем Кавказе, в том числе и о южном, который раньше мы называли Закавказьем. «Дербентский призыв» можно прочитать на сайте Эрмитажа.

Если посмотреть «сверху», можно увидеть особенности проблемы, которая много шире, чем вопрос о том, кто и какой памятник охраняет. Тогда можно найти способ сделать так, чтобы ни один из них не пострадал. Чтобы все были в них заинтересованы, заботились о сохранении, понимали, что памятники трогать нельзя. Они принадлежат человечеству, а не только народу, который их создал.

Кавказ сам по себе – удивительная часть мира, где множество памятников разных культур и разных эпох, от древнейших до современных. Здесь были торговые пути, здесь проходили армии римские, византийские, иранские, турецкие, русские. Все тут было. Все эпохи оставляли след.

На Кавказе живет много народов. Между ними всегда были и есть взаимодействие, конкуренция и борьба. Здесь разные религии. Ислам суннитский и шиитский. Христианство представляют Армянская апостольская церковь, Грузинская православная церковь, Русская православная церковь Московского патриархата и другие течения. На этой территории много языческих святилищ, которые и сейчас почитаются. Все это вместе живет на Кавказе. Живет и противостоит друг другу.

Противостояние, и не только на Кавказе, усугубляется наличием разных государственных образований. К примеру, в Сирии христианство и ислам, но государство исламское. На Кавказе христианские государства и государства исламские. Вместе все сплетается в клубок с большим числом противоречий. Конфликты могут вспыхивать и вспыхивают. Мы видим, что очередная карабахская война – часть того, что и раньше происходило. Все понимают, что сегодняшнее статус-кво устанавливает мир, но нет уверенности в том, что так будет всегда.

Надо думать, что делать с памятниками на Кавказе. Там есть проблема – войны памяти. Принадлежность памятников по-разному толкуется. Моя любимая формулировка – историю нельзя фальсифицировать, ее можно интерпретировать. Споры вокруг принадлежности памятников очень активны. В районе карабахского конфликта есть памятники древние албанские, разных эпох армянские, иранские, тюркские, азербайджанские, грузинские. Все переплетено. Не получится просто сказать: не смейте их трогать.

Мой призыв обращен к международным организациям, материал направлен в ЮНЕСКО. Я предлагаю вести мониторинг состояния памятников на юге Кавказа. Их нужно защищать и изучать одновременно с мониторингом. Не просто смотреть, что под угрозой, а описывать состояние физическое и моральное. Как памятники функционируют – туристический объект, духовный, объект развлечений. Как они толкуются с точки зрения войн памяти. Нужно не только обсуждать, стоит ли в целом храм или мечеть, но и какие споры вокруг них ведутся. Обсуждать спокойно, даже если точки зрения различны.

События в истории Кавказа известны, есть разные их интерпретации. Иногда безумные, случается, ненаучные. Есть сфера споров научных о том, что мы имеем в зоне Карабаха. Там стоят знаменитые монастыри, которые видели на этой земле много эпох и царств. Сегодня один находится на границе с азербайджанскими войсками, другой на территории миротворцев, перешедшей Азербайджану. Третий в центре, на территории, которая контролируется властями Нагорного Карабаха. Есть мечеть в Агдаме, который находится под контролем Азербайджанской Республики. Есть несколько мечетей и христианский храм в городе Шуше.

Целый набор памятников разных эпох – от Сасанидской до Карабахского ханства. Вокруг них много споров, которые могут стать основой и предметом международных дискуссий.

Сносятся кладбища разных религий. А их важно сохранять и потому, что это свидетельства бесконечного перемещения народов на Кавказе. Там можно найти присутствие разных этносов в разных местах. Находка какого-то текста не означает право на принадлежность территории. Когда наступит культурная ясность, никто не будет использовать уничтожение памятников как аргумент в споре о праве на территорию.

Вокруг памятников Кавказа надо строить диалог культур, смотреть, как они участвуют в этом диалоге, а не как разделяют людей. Если не ввести памятники Кавказа в культурный оборот, в любой момент они могут стать орудием конфликта.

К сожалению, есть такой опыт на Ближнем Востоке – Пальмира. Ее дважды разрушали террористы, считая, что она принадлежит другой по времени цивилизации, языческой, и не должна существовать.

Эрмитаж готовится провести День Пальмиры. Мы созвали людей, чтобы в формате онлайн обсудить историю Пальмиры, вместе решить, что с ней делать сегодня. Известно, что этот великий город великого царства был разрушен, долгое время стоял как руина. Руины стали элементом мировой культуры. Петербург называют Северной Пальмирой, в частности, потому, что архитекторы, строившие наш город, ориентировались на блестящие образцы Пальмиры.

В Эрмитаже откроются выставки, посвященные Пальмире. Они о том, как она влияла на наш город, о диалоге Пальмиры и Петербурга, об открытии древнего города и о его памятниках, которые хранятся у нас. Одна из выставок расскажет, как мы изучаем Пальмиру.

Предстоит обсуждение памятника, у которого бурная история, который сейчас в опасности. Одна из конференций будет закрытая – эксперты обсудят, можно и нужно ли восстанавливать Пальмиру. Выбор сложный. Считается, воссоздавать разрушенное не надо, это будет новодел. Но людям необходимо ощущение причастности к этой культуре, они видели, как Пальмира была разрушена. У нас есть прекрасный опыт послевоенного восстановления пригородов Ленинграда. По принципам реставрации это против правил. Но это было необходимо для нашего национального самосознания. Для того, чтобы эти памятники продолжали хранить нашу культуру. Они хранят. Мы это видим, как и все, кто к нам приезжает.

Планируется и публичное обсуждение Пальмиры. Мы не собираемся принимать резолюции. Важно вести диалог. Кому-то кажется, что много разговоров. Но разговоры влияют на отношение к памятникам. Услышав их, военный несколько раз подумает, прежде чем выстрелить в храм, мечеть, музей. То же можно сказать об отношении к памятникам политиков, журналистов… Мы должны воспитывать уважение к культурному наследию, искать пути, как его защитить. Не заставлять людей, а убеждать.

И острая ситуация на южном Кавказе в районе Карабаха может стать основой для поиска решений, как хранить культурное наследие. Сегодня присутствие российских военных на Кавказе защищает памятники. Если вспомнить, похожие ситуации были в XIX и XX веках. Русское присутствие служило не только сохранению мира для людей на Кавказе, но и сохранению мира для памятников.

Предыдущая запись
«Царское Село» получило «Золотого Трезини» за реставрацию церкви Воскресения Христова
Следующая запись
В Вологде началась реконструкция старинной усадьбы Засецких

Похожие записи

Результатов не найдено.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.