Как реставраторы восстанавливают уникальные иконы XVIII века из Успенского собора Тульского кремля

https://1tulatv.ru/

На зимний период работа в здании поставлена на «паузу», но над старинными образами продолжают работать в пяти мастерских.

Реставрационные работы в Успенском соборе Тульского кремля временно поставят на паузу. Однако это не значит, что реставрация полностью остановится. В зимний период мастера в Туле, Москве и Владимире продолжат свою работу. На месте работ побывала наша съемочная группа и узнала, как воссоздают образцы иконописи 3-вековой давности и что позволяет сделать их практически идентичными оригиналам.

Так, сродни средневековому алхимику, художник-реставратор Владимир Снытин буквально по крупицам добывает краску нужного цвета. Для этого он берет кристаллы минерала, соединяет с яичным растворителем и с помощью куранта (приспособления для измельчения) растирает смесь до однородной массы. Такой же метод использовали древнерусские иконописцы, такие, как Феофан Грек и Андрей Рублёв. В результате получается темперная краска.  В отличие от современных, она не выцветает веками, не изменяет цвет под лаком и проникает глубоко в структуру дерева. К тому же из-за своей кристаллической  структуры позволяет добиться эффекта, когда рисунок  как будто светится изнутри, а все изображение смотрится воздушным и легким. Владимиру же она нужна, чтобы сделать максимально точные списки (или по другому копии) старинных икон.

82 иконы Владимир воссоздает для алтаря Успенского собора Кремля, реконструкция которого продолжается. 5 мастерских заняты восстановлением различных элементов внутреннего убранства святыни. Кто-то делает резные украшения, кто-то покрывает сусальным золотом детали алтаря, кто-то приводит в порядок киоты (защитные рамы для икон). Ведутся работы и в самом соборе. Там специалисты в первую очередь позаботились об укреплении стен. Для этого, после очистки их от старой штукатурки, каменную кладку простучали по всей площади,  а это более 4 тысяч квадратных метров.  Все внутренние пустоты – сейчас они обозначены пробками из ваты —  промыли, прочистили и заполнили специальным раствором. Параллельно с этим восстанавливали реставраторы и алтарь собора. Сейчас он почти готов к золочению. Однако приступить к этим работам в ближайшее время специалисты не смогут.

Восстанавливать живопись на стенах реставраторы могут только при температуре не ниже 17 градусов, а иконостас — когда столбик термометра выше ноля. Поэтому сейчас работы в самом Успенском соборе временно сворачивают. Возобновят их только весной. Тогда планируют приступить уже к росписи фресок на стенах и золочению иконостаса. Его восстановление хотят завершить уже в следующем году. А вот для туляков и гостей города двери собора смогут открыть предположительно в конце 2023-его-начале 2024 года. Именно тогда планируют завершить масштабную реконструкцию одной из визитных карточек оружейной столицы.