Государственный музей-заповедник «Царское Село» стал лауреатом XXII Международного фестиваля «Интермузей-2020»

ГМЗ «Царское Село» победил в номинации «Научно-исследовательская, реставрационная работа». Музей представил на конкурс два отреставрированных в 2019 году объекта – церковь Воскресения Христова и Лионский зал Екатерининского дворца.

Церковь Воскресения Христова – архитектурный шедевр XVIII века, созданный по проекту Франческо Растрелли – открылась после масштабной реставрации в апреле 2019 года. Работы выполняла Царскосельская янтарная мастерская, специалисты которой восстанавливали Янтарную комнату и возрождали Агатовые комнаты.

Для того чтобы посетители смогли увидеть возрожденный шедевр Растрелли, музей открыл отдельный маршрут – он включает посещение церкви и части личных апартаментов великого князя Павла Петровича в Екатерининском дворце.

Церковь, освященная в присутствии императрицы Елизаветы Петровны в 1756 году, поражала великолепием и красотой. Стены цвета берлинской лазури контрастировали с блеском золоченой резьбы иконостаса, колонны были обвиты резными гирляндами, десятки фигур ангелов наполняли храм. Три монументальных живописных плафона создавали ощущение бесконечности пространства. Изысканные рамы обрамляли 114 икон.

Во время Великой Отечественной войны интерьер серьезно пострадал от разрушений и разграблений – были похищены почти все иконы, утрачен центральный плафон. В начале 1950-х, после первоочередных консервационных работ, церковь приобрела экспозиционный вид. До конца 1990-х годов посетители Екатерининского дворца могли видеть знаменитый интерьер с хоров во время обзорной экскурсии.
К началу XXI столетия интерьеру требовалась масштабная реставрация. Исторический интерьер возрождали 350 специалистов – позолотчики, лепщики, резчики, живописцы. Реставрация стала возможна благодаря финансовой поддержке ПАО «Газпром».

Через два месяца после открытия церкви Воскресения Христова — в июне 2019-го — вернулся в экспозицию Лионский зал Екатерининского дворца. Для музея это стало историческим событием: спустя 74 года после завершения Великой Отечественной войны возвращена в экспозицию вся парадная анфилада дворца. Ее Альфа и Омега – церковь Воскресения Христова и Лионский зал.

Лионский зал – один из самых совершенных интерьеров архитектора Чарльза Камерона – входил в число личных апартаментов Екатерины II в Большом Царскосельском (Екатерининском) дворце. Этот шедевр создавался в 1781 – 1783 годах и получил свое название благодаря отделке стен шёлком, изготовленным в Лионе.

Интерьер входил в парадную анфиладу дворца, что диктовало особую роскошь его отделки. Ошеломительный эффект получился благодаря сочетанию «золотого» шелка с синим лазуритовым декором. Сочетание изысканных элементов отделки екатерининского времени, великолепного шелка и предметов XIX столетия сделали Лионскую гостиную одним из самых запоминающихся залов эпохи историзма.

Декоративная отделка интерьера была уничтожена в годы Великой Отечественной войны. К счастью, от убранства зала сохранилось 25 предметов уникального мебельного ансамбля, выполненных с использованием лазурита, образцы шелка, а также дворцовые описи, архивные документы и фотографии. Возрождение интерьера стало возможно благодаря финансовой поддержке ПАО «Газпром», корпоративного Фонда ENGIE (Франция), благотворительного фонда «Транссоюз».

Фото: ©ГМЗ «Царское Село», Руслан Шамуков и Царскосельская янтарная мастерская.

Предыдущая запись
Объявлен прием заявлений в магистратуру ПетрГУ по программе «Реставрация и приспособление для современного использования объектов деревянной архитектуры»
Следующая запись
Зампредседателя РАР Татьяна Черняева рассказала о роли НКО в сфере сохранения культурного наследия

Похожие записи

Результатов не найдено.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.